Глава «Хаей Сара»

(וַיִּהְיוּ חַיֵּי שָׂרָה מֵאָה שָׁנָה וְעֶשְׂרִים שָׁנָה וְשֶׁבַע שָׁנִים שְׁנֵי חַיֵּי שָׂרָה (בראשית כג, א)
И было жизни Сары сто лет и двадцать лет, и семь лет – годы жизни Сары (Берейшит 23:1)

Жизнь Сары сложно назвать скучной или однообразной: она рождена и воспитана в одной части мира, эмигрировала несколько раз, проведя в Израиле половину своей жизни. Она дважды была захвачена могущественными царями, которые хотели жениться на ней против ее воли.

Комментарий Раши объясняет, что фраза «…годы жизни Сары…» суммирует 127 лет и говорит, что «они в равной степени были хороши». Зная все, что пережила Сара, как Раши может утверждать, что все они были одинаково хороши?

Ответ лежит в необычной формулировке Торы. Обычно, когда речь идёт о продолжительности жизни человека, Тора говорит: « И было всех дней…» (Берейшис 9:29), или «И вот дни лет жизни…»(Берейшис 25:7). Однако здесь Тора перечисляет число прожитых лет Сары как «жизнь Сары», а не «годы Сары».

Слова Торы указывают не только на то, сколько лет жила Сара, но и на то, что все 127 лет были «жизнью Сары», то есть, полностью и равным образом были наполнены смыслом, который она вкладывала в свою жизнь.

Для Сары, жить значило поддерживать постоянную связь с Б-гом, прежде всего, через мицвойс, доверенные еврейской женщине. По словам мудрецов Шхина постоянно пребывала над шатром Сары, потому что она тщательно соблюдала чистоту семейной жизни; ее тесто имело особенное благословение от отделения халы; а Шаббатние свечи, зажженные ею, чудесным образом горели целую неделю.

Физические и душевные страдания, пережитые Сарой определено оставили свой след, но дело ее жизни все время оставалось неизменным. Поэтому «жизнь Сары» — ее духовные усилия, несмотря на внешние обстоятельства, были совершенными в течении всех 127 лет жизни.