Законы повторения изученного.

Фундаментальный аспект заповеди «Талмуд Тора» (изучения Торы) — это «хазара» (повторение), которая имеет решающее значение для закрепления пройденного материала. В былые времена был обычай — повторять изученное сто раз — чтобы запомнить его навсегда.Так продолжалось до тех пор, пока примерно через 100 лет после разрушения Храма не началась кодификация Устной Торы (Мишна, Талмуд И так далее).

Даже сейчас регулярное повторение относится в большей степени к Устной Торе, чем к Танаху. Еврей обязан повторять выученное не один или два раза, но столько, сколько необходимо для качественного запоминания.

Тот, кто не справляется с надлежащим повторением — сталкивается с тремя алахическими проблемами:

  1. Метафорическое значение мицвы «Вешинантам леванеха» (И будут эти слова, которые Я заповедовал тебе сегодня, в сердце твоем, и повторяй их сыновьям твоим «Шма Исраэль») основывается на корне слова «шанен» (оттачивать) и говорит нам о том, что разум человека должен быть настолько отточен учебой, что пройденное не должно забываться со временем. Так же — слово «Мишна» происходит от этого корня.
  2. Закон Торы: «Хишамер леха, уШмор нафшеха меод пен тишках» (Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть. Дварим 4:9)
  3. Пиркей Авот учит, что человек, который забывает выученное — «Килуй Михаев бНафшо» (Тот, кто забудет хоть одно слово из того, что он учил, как будто предает свою душу). Можно ошибочно заключить: «Лучше не учиться вовсе, чем обрекать свою душу на такое наказание?» Но, человек, который не учится совсем — не «Килуй Михаев» (виновен КАК БУДТО предает..), но — на самом деле предает свою душу, что, разумеется, гораздо более серьезная проблема.

В это свете задача преуспеть в изучении Торы — кажется почти нереальной. Однако, Мишна говорит: «Ло алеха аМелаха лигмор» (Не по твоим силам завершить работу, но не волен ты уклоняться от ее выполнения. Пирей Авот). Посколько усилие по достижению, но не сам результат является ключевой задачей — то в наших силах справиться с этим и учиться и повторять, как от нас того хочет Творец.

В безграничном море Торы, человеку, склонному к забывчивости рекомендуется уделять первостепенное внимание «Алаха леМаасе» (практическому закону, алахе), а так же хасидусу, который вдохновит человека на эмоциональное служение Вс-вышнему, а не просто ограничивать себя зубрежкой и эпизодическим изучением Танаха.